Работы Иллюстрации к текстам Фотографии Биография

 

 

 

«В первый раз рисовал в своей жизни…»
1992

 

В Российском государственном архиве литературы и искусства в есенинском фонде хранится рисунок карандашом, подписанный Сергеем Есениным: «С.Есенин. В первый раз рисовал в своей жизни по лику Дид Ладо».

Современники С.А.Есенина В.П.Комардёнков, А.Б.Мариенгоф, В.Г.Шершеневич вспоминали о художнике Дид Ладо.

Художник Василий  Комардёнков в книге «Дни минувшие», воспроизводившей художественную жизнь Москвы 20-х – 30-х годов с характерными бытовыми чертами, оставил о Дид Ладо такие воспоминания: «Бывал в «Союзе» художник, называвший себя Дид Ладо. Этот человек в годах, с бородкой, по манерам напоминал Луку из пьесы М.Горького «На дне». За небольшую мзду он рисовал на четвертушке бумаги портреты посетителей, рисовал плохо, но похоже. Его рисунки лежали под стеклом. Когда приходили патрули, он старался увильнуть от проверки».

В воспоминаниях Вадима Шершеневича «Великолепный очевидец» о Дид Ладо можно прочитать такие слова: «Среди нас в кафе «Домино» был художник, фамилию его я не знал. Звали его псевдонимом Дид Ладо. Он был веселый парень и, несмотря на свои сорок-пятьдесят лет, держался так, что возраст его забывался. Он был схож с теми художниками, которые на улицах и на бульварах пишут мгновенные портреты. Карандаш Дид Ладо не знал препятствия. За вечер в «Домино» Ладо успевал зарисовать десяток матросов, которые хотели оставить свою памятку продажным спутницам, пяток поэтов, чтоб для рекламы разложить эти рисунки под стекло столиков, выпить десяток стаканов кофе и всё это балагуря и словно развлекаясь, а не работая… Рисовал он и политические шаржи, и довольно неплохо».

А вот как Анатолий Мариенгоф вспоминает Дид Ладо в книге «Роман без вранья»: «По паспорту Диду было за пятьдесят, по сердцу восемнадцать… Дид расписывал Страстной монастырь, переименовывал улицы, вешал на шею чугунному Пушкину плакат: «Я с имажинистами». В СОПО читал доклады по мордографии, карандашом доказывал сходство всех имажинистов с лошадьми: Есенин – вятка, Шершеневич – орловский, я – гунтер. Глаз у Дида был верный».

Сергей Есенин, конечно, видел, как рисовал Дид Ладо. И, вероятно, та легкость, с которой художник добивался сходства, была настолько заразительна, что Сергей Есенин попытался тоже сделать рисунок, и несколькими штрихами запечатлел облик самого художника.

А однажды С.А.Есенин спас жизнь Дид Ладо. Вот как говорит об этом В.Г.Шершеневич: «Мы сидели у Устинова и тихо ужинали. Столетнего вина не было. Дид Ладо осушал жидкость, недавно выкачанную из зазевавшегося автомобиля. Беседа носила дружеский и мирный характер.

Устинов жаловался на напряженное положение на фронте. Кусиков, как всегда, бренчал гитарой и шпорами.
Устинов сказал:
- Того и гляди, они займут Воронеж.
Вдруг неожиданно для всех Дид Ладо, уже вместивший в себя больше влаги, чем может вместить бак «форда», с явно несображающими глазами ляпает:
- Вот тогда им по шее накладут!
Есенин не понял:
- Чего ты, Ладушка, плетёшь чушь?! Если отнимут Воронеж, так, значит, не им, а нам накладут.
- Я и говорю: большевикам накладут, слава Богу!

Устинов встает. Хмель выскочил у всех, кроме Ладо, который так и не соображает, что он сказал.

Устинов подходит к столу, вынимает оттуда наган и мерными, спокойными шагами направляется к художнику. При виде дула тот трезвеет и начинает пятиться к стене, пока, смешно дрыгнув ногами, не падает на кровать, оказавшуюся за его спиной.

Уже нет тихого Устинова, Георгия Устинова, хозяина и друга. Стоит Устинов – фронтовик.
Губы говорят чётко и разборчиво:
- Сейчас я тебя (в Бога, в душу и во все прочие места) прикончу.

Медленно поднимает наган. Кусиков и я бросаемся между ними. Одно мгновенье, и Ладо стоит на коленях, прося прощения, а мы с Кусиковым летим куда-то в угол:
- Будете защищать – и вас заодно!

И вдруг вырывается Есенин. Он, кажется, никогда не был таким решительным. Своим рязанским умом лучше нас всех оценил создавшееся положение. Подлетает к стоявшему на коленях художнику.

Раз по морде! Два по морде! Дид Ладо голосит, Есенин орёт, на шум открываются двери, и из коридора сбегаются люди, стрелять Устинову уже трудно. Да и картина из трагической стала комичной: Есенин сидит верхом на Ладо и колотит его снятым башмаком.

Затем Устинов берёт Ладо за шиворот, и, спрятав револьвер, выводит гостя в коридор. Там легкий толчок, от которого Ладо головой открывает дверь противоположного номера, ещё толчок – и Ладо быстро сосчитывает абсолютно все ступени из бельэтажа.

Больше Ладо в кафе не появлялся.

Мы вернулись в номер. Больше не пили. Есенин напомнил нам старый разговор о редиске, которая красна снаружи и бела внутри.
Когда мы вышли, Сергей ругал нас:
- Черти! Вам бы только стихи писать, а такого пустяка сделать не могли! Жорку начали уговаривать не стрелять! Да он в эту минуту не только Ладо, а и вас бы пристрелил. Надо, братцы, с тактом делать всё.

Устинов просил больше никогда не называть при нём имени Ладо».

В рукописи воспоминаний В.Г.Шершеневича, написанных в 1930-х годах и хранящихся в РГАЛИ, против имени Дид Ладо рукой редактора написано: «Изъять Ладо!!!».

В словаре псевдонимов указано, что «Дид Ладо» - псевдоним Алексея Станиславовича Белевского. «Дид Ладо» - это припев, встречающийся в весенних, летних и свадебных песнях.

А.С.Белевский – публицист и писатель, колчаковец, родился 17 марта 1859 года, умер в 1919 году в Иркутске. Кроме «Дид Ладо» имел псевдонимы: А., А. Б., Б., Б-сов, Белорусов.

В Российской государственной библиотеке хранятся отдельные издания произведений А.С.Белевского. Это сборник рассказов «Из пережитого», изд. Е.В.Кожевниковой и Е.А.Коломийцевой, М., тип. Г.Лисснера и Д.Собко, 1906 г.; «В старом доме». Рассказы. Воспоминания. Размышления. М., 1908 г., подписанные псевдонимом «Белорусов»; книга «Земельный вопрос и национализация земли». М., 1906 г. и публикации статей в «Русских ведомостях за 1887 и 1910 годы и «Часе» за  1907 год, подписанные псевдонимами «Б.» и «Белорусов».

 

Виталий Александрович Вдовин говорил, что А.С.Белевский и Дид Ладо – не одно лицо, и предлагал мне самой написать опровержение, но в результате долгого разговора мы пришли к единому мнению, что эту тему надо доисследовать.

 

 

 

Оглавление

 

 

© 2009 Галина Петровна Иванова
Электронная почта: ivanova7772@yandex.ru
Телефон: 8 (4912) 96 37 97