«Наши павшие,
как часовые...»
«Наши
павшие нас не оставят в
беде,
Наши мёртвые,
как часовые», - в этих словах Владимира Высоцкого я убеждалась не
однажды, и
если в средние века люди воспринимали это как данность, жили этим, то в
современности это воспринимается как чудо или, в лучшем случае, как
неадекватность тех, кому оно является.
Владимир Высоцкий
знал это при жизни и после смерти пришёл ко мне во сне в одну из ночей
тех
десяти дней, в течение которых Юрий Любимов, оказавшись в России по
приглашению
Николая Губенко, в своём Театре на Таганке восстанавливал свои
запрещённые
спектакли «Владимир Высоцкий», «Живой»,
«Борис Годунов». Представив, сколько
желающих увидеть Любимова, побывать на его спектаклях и на репетициях
рванутся
на Таганку, в эти дни я не поехала в Москву. Я не хотела напрягать ещё
и своим
присутствием тех, кто провёл бы меня в Театр. Но увидев и услышав
Высоцкого, я
как будто побывала на Таганке в это время и увидела воскресение и
спектаклей, и
артистов живых и мёртвых - то, что действительно происходило тогда в
Театре. Он
шёл впереди меня по коридору от кабинетов Любимова и Леонова и,
обернувшись ко
мне, сказал: «Я теперь в Театре работаю».
Я привела стихи Высоцкого
и рассказала о нём в связи с тем, что и Васильев меня «не оставил
в беде»,
когда я не пришла на Васильевский вечер 30 сентября 2008 года,
посвященный памяти
жертв политических репрессий, не зная, что моё выступление об Иване
Приблудном
включено в программу. Мне сказал об этом Марк Николаевич Мухаревский,
удивлённый, что меня не было в библиотеке. Знал Павел Васильев, как
невыносимо
мне будет услышать вечером этого дня, что я своим отсутствием как бы
пренебрегла его памятью. И потому, что он знал, что в этом не было моей
вины и
что «напраслина страшнее обличенья», он сам пришёл ко мне
своими стихами: Павел
Васильев. Стихи и поэмы. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1976.
Утром 30
сентября не «с базара» я принесла эту книгу и ещё брошюру о
Леониде Енгибарове,
а с улицы, где рядом с контейнерами с мусором лежали книжки для тех,
кто не
смог бы пройти мимо. А чтобы ныне живущие не оценили моё
отсутствие как пренебрежение,
я позвонила его дочери Наталье Павловне Васильевой и на следующем
Васильевском
заседании отдала эту книгу на вечное хранение в Васильевский зал,
написав на
ней историю её появления у меня и добавила: «Это я написала,
чтобы сказать
спасибо Павлу Васильеву, который своей книгой позвал меня в свои стихи,
в свою
поэзию».
Эти истории – это уже
сейчас явные мгновения всеобщего Воскресения, о котором знал и говорил
великий
Николай Федоров – по урождению своему потомок рязанского князя
П.И.Гагарина.
И потому, наверное, что о
Павле Васильеве и во время его гонений, и в период реабилитации
одинаково
гениально отзывался Борис Пастернак (и в найденной книжке опубликован
его
отзыв), и потому, что Борис Пастернак считал неоцененными «и в
сотой доле» заслуги
его отца - гениального художника Леонида Пастернака, оставившего нам и
единственный портрет Николая Федорова в группе с Владимиром Соловьёвым
и Львом
Толстым, - я и подлинник отзыва стала искать по просьбе Пастернаков, и
по
предложению Пастернаков удалось опубликовать до сих пор неизвестные в
России
портреты Лидии Кашиной – Анны Снегиной в стихах Сергея Есенина и
в рисунках
Леонида Пастернака.