Работы Иллюстрации к текстам Фотографии Биография

 

 

 

В поиске подлинника отзыва Бориса Пастернака о Павле Васильеве

 

   Елена Владимировна Пастернак – жена Евгения Борисовича Пастернака, сына и внука Бориса и Леонида Пастернаков, исследователь творчества Бориса Пастернака, - сказала, что в центральных архивах не найден подлинник опубликованного и написанного Борисом Пастернаком (как указано в публикации, по просьбе Елены Александровны Вяловой) отзыва о Павле Васильеве, и попросила меня узнать у дочери Павла Васильева Натальи Павловны «об автографе и возможном полном тексте письма».

   Наталья Павловна Васильева уточнила, что инициатором появления этого отзыва была Елена Александровна Вялова, которой этот текст был необходим для первого посмертного сборника Павла Васильева, но просить об этом Бориса Пастернака она не могла. Наталья Павловна была подругой дочки Ольги Ивинской Ирины и когда она, смеясь, рассказала своей тёте - московской писательнице Евгении Николаевне Анучиной, как она со своими друзьями вела себя в присутствии Бориса Пастернака и как их потом, после ухода Пастернака, отчитала Ивинская, «Елена Александровна воскликнула: «Женя, попроси Бориса Леонидовича, пусть он напишет несколько слов о Павле». Тётя Натальи Павловны была подругой Ольги Ивинской, и она через Ивинскую обратилась к Борису Пастернаку с этой просьбой.

   Наталья Павловна так живописно рассказывала об этом времени, о Борисе Пастернаке, об Ольге Ивинской, о дочке Ивинской, которая, узнав, что Наташа была в Мавзолее, воскликнула: «Ты забыла, что они сделали с твоим отцом?!», - что я не могла не попросить её написать об этом. Так появились эти воспоминания:

 

                                                        Лето 1956 года

  Летом 1956-го года судьба занесла меня в дачный посёлок Переделкино. Не помню, как называлась та деревня, что находилась недалеко от дач знаменитых писателей. Здесь моя тётя, московская писательница Евгения Николаевна Анучина снимала две комнаты в одном из домов. Я только что вернулась в Москву из Новосибирска, где гостила у мамы. Каникулы мои продолжались, и до наступления последнего года учебы в МАИ я напросилась к тёте, и та пустила меня с условием, что я буду подметать пол и ходить за молоком. Тётя моя сняла дачу в компании со своими замечательными подружками.

Одна из них – Ольга Сергеевна Неклюдова. Маленькая женщина, зеленоглазая, со вздернутым носиком, всегда серьёзная, как будто чем-то озабоченная. На фоне моей тёти и другой своей подруги – Ольги Ивинской (той самой, которую воспел Борис Пастернак), белокурых и голубоглазых, неотразимо обаятельных щебетуний, хохотушек, не перестающих шутить и в дни невзгод, Ольга Сергеевна была практически незаметна, но мы все любили её за бесконечную доброту, умение оказаться рядом с тем, кто в её помощи нуждается. Когда-то в Елабуге она была рядом с Мариной Цветаевой в последние дни жизни поэтессы. В 1956-м таким человеком оказался Варлам Шаламов. Он приехал из лагерей в Переделкино, поближе к Пастернаку, на помощь которого, я думаю, рассчитывал. Ещё не было его «Колымских рассказов», и моя тётя, смеясь, говорила по поводу его стихов: «А-а..», - и махала рукой. И только Ольга Сергеевна отнеслась к нему со вниманием, приютила его, стала ему другом, женой. Правда, союз этот был недолгим. Шаламов очень часто заговаривал со мной. Ему, я думаю, было забавно наблюдать за дочерью Павла Васильева, так похожей на своего отца («Пашка в ангельском виде» – так говорили обо мне папины знакомые) и в то же время так далёкой от его творчества (я училась в МАИ, и вся дачная колония сочувственно говорила: «Наташа – инженер».А мне это сочувствие было непонятно и смешно). И вот однажды Варлам Тихонович прочитал мне строки из знаменитого стихотворения «Стихи в честь Натальи». Оно уже ходило по Москве в машинописном варианте, но те строки, которые прочёл мне Шаламов, были пропущены, и он об этом знал:

- А в июне в первые недели,

  По стране весёлое веселье,

  И стране нет дела до трухи.

  Слышишь, звон прекрасный возникает –

  Это петь невеста начинает,

  Пробуют гитару женихи.

  А гитары под вечер речисты,

  Чем не парни наши трактористы:

  Мыты-бриты, кепки набекрень.

  Слава, слава счастью, жизни слава,

  Ты кольцо из рук моих, забава,

  Вместо обручального надень…

Прочитав, Шаламов спросил меня, как я думаю – чьи это стихи. Что я могла сказать ему в своём невежестве, выпускница школы 1951 года. В памяти крутились «Молоткастый, серпастый…», «Встала ты под пыткою Татьяной…», симоновское «Жди меня»…, - всё остальное было запрещено, нас спасли тогда Пушкин и Лермонтов, слава Богу, разрешённые. Я робко спросила: «Это Ваши стихи?». Варлам Тихонович от неожиданности аж поперхнулся и сказал: «Запомни, Наташа! Такие стихи мог написать один человек на свете – твой отец!».

  Каждый день в нашу деревню приходил Б.Л.Пастернак. Тогда уже был написан его роман «Доктор Живаго» и цикл стихов, в том числе и «Август», где он предсказывает:

- Мне снилось, что ко мне на проводы

  Шли по лесу вы друг за дружкой…

- Прощайте, годы безвременщины!

  Простимся, бездне унижений

  Бросающая вызов женщина!

  Я – поле твоего сражения…

 Я очень хорошо помню, как эта самая женщина отчитала нашу молодежную компанию за то, что нам не было дела и до этого романа, и до стихов, и до самого автора. Все мы были влюблены и отчаянно кокетничали с нашими мальчишками. Во время дурацкой игры издавали дружный рёв, гоготали и даже хрюкали. Ольга Всеволодовна, проводив своего гостя, обрушила на нас гневную тираду - пояснила, что перед нами великий русский писатель, живой классик, которому ещё в 30-ые годы, годы их молодости, они поклонялись. Она ушла, хлопнув дверью. Сейчас я очень жалею, что не слушала (вернее, не слышала), что говорил мне Борис Леонидович каждый раз при встрече. Он гладил меня по голове и говорил: «Как ты похожа на своего отца». Когда в августе вышел восьмой номер журнала «Октябрь» с поэмой П.Васильева «Христолюбовские ситцы», и мы все прочли эту поэму, Пастернак признался мне, что плакал всю ночь, читая эти стихи. На другой день я поехала в Москву к тёте. У неё была гостья – Елена Александровна Вялова. Я, смеясь, рассказала им эту историю, и Ел.Алекс. воскликнула: «Женя, попроси Бориса Леонидовича, пусть он напишет несколько слов о Павле». Тётя обратилась к Ивинской с этой просьбой, и та уже взяла у Бориса Леонидовича автограф.

  Упрощая ситуацию, якобы Б.Пастернак написал свои замечательные слова о П.В. по прямой просьбе Е.Вяловой, мы не учитываем, что это был другой круг общения. К тому же, к Пастернаку относились как к живому классику, благоговели перед ним, и просто так запросто прийти к нему и попросить автограф не могли себе позволить.

                                                                                                             16.07.2009      Н.Васильева.

 

 

   Что же касается самого подлинника отзыва Пастернака о Васильеве, то Наталья Павловна сказала, что в архиве ФСБ на Лубянке в личном деле её отца этого текста нет, но можно ещё попытаться найти его с помощью Светланы Ивановны Гронской, которая хранит архив Елены Александровны Вяловой, и дала мне телефоны Светланы Ивановны.

   По электронной почте Светлана Ивановна Гронская переслала мне подробный список документов, которые хранятся в одной папке с отзывом Пастернака под номером 19, где указана и дата появления этого текста: «19. 16.10.1956. Отзыв Пастернака Б.Л. о Васильеве П.Н.», - и сделала его описание: «Открываю документ № 19 – отзыв Пастернака – на обычном, пожелтевшем от времени, листке, напечатан известный текст отзыва Б.Л.Пастернака. Моей рукой, со слов тёти Лены (Е.А.Вяловой) написано: «Подлинник находится в ССП». Действительно, помнится, об этом я её спрашивала».

   Светлана Ивановна сверила этот машинописный текст отзыва Бориса Пастернака о Павле Васильеве с его первой публикацией в «Литературной России» от 11 декабря 1964 года и разночтений или сокращений не обнаружила. Этот текст, напечатанный, возможно, Еленой Александровной Вяловой на её пишущей машинке, опубликован без изменений: «В начале тридцатых годов Павел Васильев производил на меня впечатление приблизительно того же порядка, как в своё время, при первом знакомстве с ними, Есенин и Маяковский. Он был сравним с ними, в особенности с Есениным, творческой выразительностью и силой своего дара и безмерно много обещал, потому что в отличие от трагической взвинченности, внутренне укоротившей жизнь последних, с холодным спокойствием владел и распоряжался своими бурными задатками. У него было то яркое, стремительное и счастливое воображение, без которого не бывает большой поэзии и примеров которого в такой мере я уже больше не встречал ни у кого за все истекшие после его смерти годы. Помимо печатавшихся его вещей («Соляной бунт» и отдельных стихотворений), вероятный интерес и цену должно представлять всё то, что от него осталось».

  В книге С.И. Гронской «Здесь я рассадил свои тополя» (М.: Изд. «Флинта», 2005) опубликовано письмо Е.А. Вяловой Борису Пастернаку от 26.10.1956 года:

  «Бесконечно благодарна за Ваше письмо с такой блестящей оценкой мастерства поэта Павла Васильева. Получить такой отзыв от Вас, великого мастера, - это величайшая честь. Павла в живых нет, поэтому ещё раз глубоко благодарю Вас.

  Наташа передала письмо, которое я вместе с отзывом Гронского И.М. и Санникова Г.А. передам в Союз писателей.

  Ещё раз благодарю Вас, Борис Леонидович, за письмо, за то, что не отказались помочь в восстановлении имени Павла.

  С глубоким уважением Наташа говорила, что в Литературном институте должна состояться Ваша лекция о творчестве Павла. Мне бы очень хотелось присутствовать, если только это возможно…».

  17 ноября 1956 года в ССП СССР Г.А.Санников писал: «К письмам И.М. Гронского и Б.Л. Пастернака о советском поэте Павле Васильеве я присоединяю свой голос. Мне тоже кажется странным, что наша писательская организация, несмотря на состоявшееся решение органов прокуратуры о полной (посмертной) реабилитации Павла Васильева, не восстановила его в членстве по СП».

  Светлана Ивановна согласилась с Натальей Павловной, что, хотя машинописная копия отзыва Пастернака хранится в одной папке с копиями документов по литературной реабилитации Павла Васильева, с копиями писем И.М. Гронского, Е.А. Вяловой, Г.А. Санникова к Пастернаку Б.Л., Молотову В.М., Симонову К.М, в секретариат ССП СССР «о полной литературной реабилитации, т.е. восстановлении во всех правах члена Союза советских писателей и создании комиссии по его литературному наследию», - этот текст мог понадобиться Елене Александровне и для сборника его стихов: «Вернувшись после лагерей и ссылки, добившись реабилитации Павла и своей, она вместе с Павлом Вячеславовым и многими добровольными помощниками, стала собирать первый посмертный сборник стихов Павла Васильева. Предисловие к сборнику подготовил К. Зелинский. Конечно, оценка Бориса Пастернака – почти классика при жизни, творчества другого поэта, расстрелянного в 1937 году, могла украсить сборник».

   Но этот сборник: Васильев Павел. Избранные стихотворения и поэмы /  Вступ. ст. К.Л. Зелинского; Подготовка текста П.Л. Вячеславова и Е.А. Вяловой; Прил. П.Л. Вячеславова. - М.: Гос. изд. худож. лит., 1957: Портрет Павла Васильева работы художника Константина Радимова, – к сожалению, вышел без оценки Борисом Пастернаком творчества Павла Васильева.

  Конечно, возможно самое простое объяснение этому: не успели, - ведь не исключено, что к октябрю 1956 года, когда у Елены Вяловой появился отзыв Пастернака о Васильеве, этот сборник, вышедший в 1957 году, был уже набран в типографии, тем более, что в то время это был гораздо более трудоёмкий процесс и набор осуществляли вручную. Но мне представляются более веские причины, и все они связаны с автором вступительной статьи.

  Ни по стилю, ни по самой сути отзыв Пастернака не вмещается в текст Зелинского, хотя тон этой работы Корнелия Люциановича далёк от его высказывания на обсуждении «Соляного бунта» Павла Васильева в апреле 1933 года: «У нас может явиться вопрос: откуда явился Васильев? Почему на 16-м году пролетарской революции, после ликвидации кулачества как класса появился такой поэт? Значит, не вся ещё молодёжь наша?». Досталось тогда и редактору и секретарю «Нового мира» - Ивану Михайловичу Гронскому и Григорию Александровичу Санникову, - в частности,  в выступлении В.Карпотина: «Новый мир» организовал бесстыдную рекламу Павлу Васильеву, хулигану и контрреволюционеру. В том, что Павел Васильев так долго мог пользоваться литературой как защитительной маской для своей контрреволюционной работы, большая доля вины «Нового мира». На этом обсуждении «только Сергей Клычков и Борис Пастернак оценили положительно новую вещь Павла Васильева», его «лучшую эпическую поэму». Защищая Васильева, «Пастернак, говоря об огромном таланте автора, выразил уверенность, что крупный поэт не может не пойти в ногу с эпохой».

   В 1956 году, когда готовился к изданию первый посмертный сборник стихов Павла Васильева, не была опубликована рецензия пяти членов редколлегии журнала «Новый мир», возглавляемого тогда К.М. Симоновым, на роман Пастернака «Доктор Живаго» с обвинением автора в «искажении роли Октябрьской революции и той части русской интеллигенции, которая её поддерживала», но слухи о ней «ходили в писательских кругах». Оголтелое невежество поутихло, затаилось, но продолжало вершить судьбы великих, проявляя свою сущность и теряя рассудок при виде подлинного искусства. В основной текст рецензии, написанной Константином Симоновым, каждый из её авторов вносил свою лепту, и Константин Федин, на зеркало пеняя,  добавил обвинение Бориса Пастернака в «самовосхвалении своей психической сущности», приведя в доказательство слова главного героя романа «Доктор Живаго»: «Дорогие друзья, о, как безнадежно ограничены вы и круг, который вы представляете, и блеск и искусство ваших любимых имён и авторитетов. Единственно живое и яркое в вас – это то, что вы жили в одно время со мною и меня знали». И это тоже не способствовало включению отзыва Бориса Пастернака в сборник стихов Павла Васильева, как отменило и издание подготовленного Пастернаком сборника его стихов и, конечно, публикацию его романа.

 Отзыв Пастернака был необходим людям, которые, как сам Борис Леонидович Пастернак, во все времена живут по совести, тем, кто всегда был собой, собой «и только, до конца». А «времена не выбирают»: в них одни живут долго, другие умирают преждевременно. Но «обещано» тем, кто жил «не по лжи»,  «воскреснуть. Вернуться в Россию стихами».

  После первого посмертного сборника стихов Павла Васильева, вышедшего в 1957 году в Москве, его сборники выходили в 1964 году в Алма-Ате, в 1966 году в Новосибирске. А с 1968 года, начиная с издания: Васильев Павел. Стихотворения и поэмы / Вступит. статья «Просторы и границы» С.П. Залыгина (впервые была опубликована в журнале «Сибирские огни». 1966, № 6); Биогр. справка, подг. текста и примеч. С.А. Поделкова. Л.: «Советский писатель», Лен. отд., 1968, - во всех сборниках стихов Павла Васильева в Москве, в Ленинграде, в Уфе, в Алма-Ате с участием Сергея Александровича Поделкова, который с 11 апреля 1957 года входил в состав комиссии по литературному наследию Павла Васильева (совместно с В.А. Луговским – председатель, Я.З. Шведовым, П.Л. Вячеславовым, Е.А. Вяловой),  Сергей Поделков писал: «О значении творчества Павла Васильева хорошо сказал в 1956 году Борис Пастернак», - и приводил текст отзыва  Пастернака о Васильеве полностью со ссылкой на публикацию в № 1 журнала «Простор» за 1967 год. В своей вступительной статье в сборнике лирики Павла Васильева в Ленинграде в издательстве «Детская литература» в 1981 году Пётр Выходцев написал: «Прав был Борис Пастернак, когда писал», - и привёл основную часть отзыва Пастернака.

  Продолжая поиск подлинника отзыва Бориса Пастернака о Павле Васильеве, я узнала, что он не хранится и в архиве Союза советских писателей. Но так как в настоящее время Союз советских писателей как единая организация не существует, трудно предположить, где может находиться этот подлинник – в каком личном хранении, в каком архиве, если, дай Бог, он не затерялся в процессе изменения структуры самого Союза советских писателей. О результатах этого поиска я решила рассказать, так как надежда найти подлинник отзыва Пастернака очень маленькая, а выясненная история и дата написания этого отзыва, история его публикации, найденная его машинописная копия и одухотворившие эти факты воспоминания Натальи Павловны Васильевой заслуживают того, чтобы уже сейчас они стали известны.

 

 

 

Оглавление

 

 

© 2009 Галина Петровна Иванова
Электронная почта: ivanova7772@yandex.ru
Телефон: 8 (4912) 96 37 97