Тень Никии в кашинском парке
2007
Я не писала это либретто, и никто не поставил этот балет. Но я увидела, как в этом воображаемом воскрешении появились тени преданно любивших друг друга Лидии Кашиной и Николая Викторова, как появлялись в «Баядерке» С.Н.Худекова тени погибших влюблённых Никии и Солора.
Тени – потому что при жизни, так же как в «Баядерке» С.Н.Худекова, они не были вместе, и только после их смерти в книге «Насельники Рязанских усадеб» в моей публикации «Как родина и как весна» не опечатка и не ошибка, а непонятно откуда взявшаяся сначала в моем компьютерном наборе, а потом в книге дата рождения Н.В.Викторова та же, что и дата рождения Л.И.Кашиной, их как будто повенчала.
Почему не опечатка? Потому что трудно представить, как цифры года рождения Н.В.Викторова «1891» смогли превратиться в цифры одного с Л.И.Кашиной года рождения «1886». И не ошибка, потому что я хорошо знаю, что Н.В.Викторов был моложе Л.И.Кашиной, и не в одном своем письме к нему она об этом писала как об одном из препятствий их совместной счастливой жизни.
Так благодаря этой теперь указанной в книге не соответствующей действительности дате рождения Н.В.Викторова теперь их тени в Кашинском парке как будто идут взявшись за руки по васильковому полю в Константинове, как живописно красиво писала в одном из своих писем Николаю Викторову Лидия Кашина, сожалея, что в тот момент его не было рядом.
Когда писала этот текст, а потом проверяла, обнаружила теперь уже опечатку: год рождения Кашиной – «1896». Я не стала бы об этом говорить, если бы меня не поразило то, что эта опечатка – как будто выстраданное при жизни выражение воли Кашиной и Викторова, чтобы он был не моложе, а старше своей кузины.