Работы Иллюстрации к текстам Фотографии Биография

 

 

 

Всегда «красивый, двадцатидвухлетний»…
2007

 

Имя Игоря Николаевича Гаврилова неотделимо от поэзии как таковой, и прошлой и современной.

«Учитель поэтов», признанный и так названный самими поэтами, он был талантливым и добросовестным исследователем литературы. Он был учителем школьных, вузовских и музейных работников. Он был их наставником и научным руководителем.

Имя Игоря Николаевича Гаврилова неразрывно, неразливно с жизнью и творчеством Владимира Маяковского и Сергея Есенина. Творчество поэтов было для него не только литературой, не только его работой, не только его увлечением и его любовью, - он жил этой стихией. Поэзия была его жизнью, его дыханием. Игорь Николаевич Гаврилов так читал стихи Маяковского, как будто сам Маяковский осязаемо и зримо оказывался рядом, в нашей современности. И так же личностно неразделимо с любимыми поэтами он писал и свою диссертацию о Маяковском, и свои литературоведческие работы.

В конце 60-х – начале 70-х, когда я училась в пединституте на заочном отделении литфака и работала машинисткой в научной части института у Виктора Петровича Орехова, Игорь Николаевич Гаврилов читал лекции на очном отделении литфака. Проходя по коридору, я услышала Гаврилова, читавшего Маяковского, и остановилась у приоткрытой двери аудитории, застыла на мгновение, потом заставила себя уйти, решив напроситься на его лекции, да за работой и учёбой так и не нашла времени. Я услышала не просто стихи Маяковского, я услышала самого Маяковского, шагнувшего в моё время, в меня, выбравшую пединститут в Рязани только потому, что «в 25 верстах от Рязани» находится есенинское Константиново, и дважды поступавшей на инфак, боясь подступиться к желанному литфаку, потому что это родина Сергея Есенина.

А спустя два или три года получила с оценкой «отлично» и с основательным, очень лестным для меня отзывом Игоря Николаевича Гаврилова каким-то чудом к нему попавшую свою курсовую работу «Пейзаж в романе М.Шолохова «Тихий Дон». Эта его оценка осталась для меня особым знаком отличия и по сей день.

Его авторитет для меня был так высок, что, проучительствовав два года и узнав, что музею Есенина нужны сотрудники, без его напутствия и как бы благословения я не поехала в Константиново. Я принесла ему свою работу о Есенине, сказала, что хотела бы в музее работать, и он подтвердил то, что неожиданно для себя я узнала, то, что в музее меня могут взять на работу.

Музей Есенина, занимавший по посещаемости среди литературных музеев первое место в стране, не мог обходиться без помощи И.Н.Гаврилова, ежегодно готовившего на самое посещаемое время студентов-экскурсоводов. И эта подготовка была такой основательной, что, ознакомившись с экспозициями музея, студенты Игоря Николаевича сразу приступали к работе, успешно пройдя так называемое прослушивание своих экскурсий. Он читал лекции по литературе, обучая и экскурсоводов, привозивших туристов на экскурсионных автобусах и дававших информацию о поэте в пути.

О своём впечатлении от чтения стихов Маяковского Гавриловым я написала, и журнал «Слово» опубликовал эту мою работу о Маяковском «Нет мне без него любви…». Эту публикацию я принесла Игорю Николаевичу этим летом в последний день его работы перед отпуском уже в университет культуры, где он работал, уйдя из пединститута.

Я договорилась о встрече ещё и потому, что привезла из Москвы от сестры Виталия Александровича Вдовина Антонины Александровны фотографию последнего приюта учёного-лирика, талантливого исследователя творчества Есенина, с которым Игорь Николаевич был дружен и в одном из писем от 6 ноября 1975 года, тогда ещё работая в пединституте и болея за судьбу есенинского наследия, настойчиво и убедительно предлагал «кому как не Вдовину возглавить на родине поэта кафедру литературы и превратить её во всесоюзный центр притяжения всех есениноведов-биографов»: «Если бы кафедру возглавил молодой и талантливый ученый-есениновед, то через два-три года кафедра могла бы стать великолепным есенинским центром». Он посмотрел на фотографию, сказал: «Да, это Виталий Вдовин. Я могу взять эту фотографию? Спасибо».

А ещё мне, как профессиональному музейному  работнику, очень хотелось, чтобы в создаваемом сейчас в пединституте музее образования Игорь Николаевич Гаврилов был достойно представлен как учёный, личностью и трудами которого оправдано присвоение институту (теперь университету) имени Сергея Есенина. Я сказала ему об этом и попросила найти в его архиве такие материалы.

Сказала я ему и о том, что я в нём вижу представителя высокой культуры и не дает мне покоя не выплеснутая на бумагу боль от празднования 70-летия педуниверситета, когда заслуженные работники на сцене есенинской филармонии «сияли на народ», а он сидел где-то на задворках позади меня, и встал и скромно поклонился, когда, слава Богу, не забыли упомянуть его имя.

Моя встреча с Игорем Николаевичем Гавриловым длилась буквально несколько минут, так как на это же время было назначено заседание кафедры. И хотя времени на эту встречу он отвел мало, он не забыл обо мне лично, спросил, почему я ушла из музея. Когда я потом сказала тем, кто знал его больше и лучше, что, наверное, он не оставил времени для разговора, потому что считал, что не мне писать о нём, то услышала, что не в этом дело, а просто Игорь Николаевич говорить о себе не будет, и получила совет поговорить о нём с другими.

Я не хотела (и сейчас не хочу) спрашивать о нём других, когда он «сам» мог сказать «о себе». Я надеялась с ним поговорить, встретиться после его отпуска и всё-таки написать о нём «во весь голос».

Но 20 ноября вечером раздался звонок заведующей музеем педуниверситета Нины Борисовны Чельцовой. Как будто чувствуя неладное, я спросила, узнав её по голосу: «Что-то случилось?» - «Случилось. Игорь Николаевич Гаврилов умер. Завтра прощание с ним в университете культуры, в час дня…»
«Хоть о камень башкою,
Хоть кричи – не кричи,
……………………….....
Что же вы просмотрели,
И друзья, и врачи?», -
эти слова пронзительного стихотворения на смерть Владимира Высоцкого написал Владимир Ажажа, а теперь говорю я. А Игорь Николаевич Гаврилов уходил «в мир иной» улыбаясь. Всегда «красивый, двадцатидвухлетний», и «в мир иной» он ушел, улыбаясь застывшим изваянием совершенной скульптурной формы.

Он опять ушёл. Молча, как уходил когда-то из пединститута. И опять это «молчание – кричит». Кричит о том, как уходят лучшие, «не допев лучший стих», как оставляют они в жизни растраченных себя, которыми будут дышать ещё многие  люди не одного поколения, не одной эпохи.            

Настоящие люди, во все времена наши современники, оставляют грядущим поколениям свои дела, свои поступки, свои мысли, свои письма и свои стихи. Они умеют жить и творить весомо и зримо, их рукотворные мечты воплощаются в реальные пароходы, университеты, заповедники и центры. И представленные на  страницах этой книги письма Игоря Гаврилова и его корреспондентов «во весь голос» «сами», «как живой с живыми», с нами говорят.

 

Оглавление

 

 

© 2009 Галина Петровна Иванова
Электронная почта: ivanova7772@yandex.ru
Телефон: 8 (4912) 96 37 97