Работы Иллюстрации к текстам Фотографии Биография

 

 

 

«Так жили поэты…»
2005

 

21 июня исполнилось бы 70 лет со дня рождения Александра Архипова.

Автор четырёх поэтических сборников («Два сердца», «Московский рабочий», 1968; «Гость из города», «Современник», 1974; «Сельские напевы», «Московский рабочий», 1983; «Рябиновое зарево», «Рязанское узорочье», 1998), Александр Архипов писал «искренние, размашистые» стихи. Поэт «смелых и неожиданных образов», он отличался «яркой самобытностью» в жизни и в стихе.
«Особенность!

  1. Поэзия Ал-дра Архипова ненавязчиво учит бережному отношению ко всему – что именуется словом Родина!

а) прежде всего – к родному наипрекраснейшему русскому языку.
б) к лучшим народным традициям…
2) Поэзии Ад-дра Архипова свойственна, я бы выразился, стыдливость – за всё чужое грязное сатанинское!
3)  Певец Русской Идеи!
Что это значит:
Мастер-поэт ненавязчиво учит идти Своим великим путем, ибо как вчера, так и сегодня заблудшее человечество с Надеждою (и Верой!) смотрит на Русь!
Спасибо тебе, Ал-др Ник-ич!!!
1

  1. Ал-др Архипов – мастер поэтич. цеха!
  2. Ал-др Архипов – соловей-шестидесятник!
  3. Ал-др Архипов – добросовестная рабочая пчела, собирающая ценнейший нектар с благодатных лугов и полей божественной российской словесности (Мое стих-е «Пчела» посвящ. А.Архипову)  и несущая его в улей, дабы не иссякал так нужный всем страждущим людям, ни с чем не сравнимый и ничем не заменимый, мёд! Но собирая нектар и перерабатывая его в мёд – добросовестные пчёлы – опыляют цветы злак-х раст.  и плодон-х  деревьев, тем самым принося несравненную пользу всему живому на земле!

П

  1. Отразил своё время;
  2.  Заглянул смело и оригинально в далёкое прошлое Родины;

           А ведь человек жив памятью!
3) Борьба за чистоту русского языка.
Ш
Поэзии Ал-дра Архипова суждено жить и здравствовать – долгие годы!
ВК».
Это слова рукописи поэта Валерия Кудряшова.
В его архиве хранятся и две книги (Валерий Кудряшов. «Лицом к лицу с дьяволом», «Узорочье», 1995; Александр Архипов, «Рябиновое зарево», «Рязанское узорочье», 1998) с дарственными надписями поэтов:
«О Александр!
Мой друг беспечный
других прекрасней в мире нет.
Горит, горит, горит
твой вечный
России негасимый свет.
Люблю!
Желаю многих лет!
8.09.95 г. ВК»;
«Пускай живу я грустно
грубо
Живу совсем не хорошо
Будь счастлива ты
с дочкой Люба
и ты Валерий Кудряшов!
На добрую память
семье Кудряшовых
от каждой живой
своей жилки

    1. 7  1995

  Рязань  А.Архипов».
(Книга Александра Архипова, вышедшая в свет в 1998 году, была подарена в 1999 году. Но дата инскрипта – 1995 – не ошибка и не опечатка, а как бы отпечаток впечатления Александра Архипова от книги Валерия Кудряшова, написанной и подаренной ему в 1995 году и с которой  он, буквально, не расставался).
Хранится в этом архиве и ещё одна книга  - «Гость из города», «Современник», 1974 – с дарственной надписью Александра Архипова дочке Валерия Кудряшова Марине:
«Кудряшовой Мариночке
на добрую память
от души
7.Ш.1996  А.Архипов   Автор».

«От души» - так и мне надписал свою книгу Александр Архипов 2 декабря 1983 года в Константинове на своей творческой встрече с сотрудниками музея Сергея Есенина, на презентации своей книги «Сельские напевы». Так он надписывал свои книги многим. Если уж «от души», то от всей своей русской души русского поэта и всем – не жалко. Об этом говорили и его стихи, которые он читал на этой встрече:
«Земля родная!
Свет мой вечный!
Могу ли я
Душою не добреть,
Когда с улыбкой за один твой вечер,
Раскинув руки,
Можно умереть!»;
«Что я –
не будь на веки
вечные
Дыханья
Родины со мной!»;
«Всех перецелую за Россию –
Мне такое тоже по плечу!»;
«Моя Россия!
Словно первый ландыш,
Семь звёзд раскрыто
В небе над тобой»;
«В даль чужую мне ли путь заказан?
Хоть катись до самых синих гор!
На меня котом зеленоглазым
Смотрит из тумана семафор.
Только я живу, как жил, тобою!
Я ль тебе, Мещёра, изменял?
Поезд ящерицей желтобокой
Снова в сумрак юркнул без меня!».
И хотя он сознавал, что «Русь не бережёт своих певцов», он понимал, что она одна даёт им талант и силу «стихи писать не кое-как» и «любить нараспашку» живых и посвящать им бессмертные строки:
«Река на чёрный бархат приколола
Кувшинкой белой первую звезду…..
Далекий мой, легко тебе иль трудно,
Так хочется поговорить с тобой.
Недаром белой телефонной трубкой
Сверкает месяц над моей избой» (Анатолию Сенину), -
а перед «сонмом уходящих» видеть, как
«В небе радуга завяла
С чёрной траурной каймой» (памяти Евгения Маркина),
и ощущать
«Острей
Трехгранного штыка
Обелиск
За траурной оградой» (памяти Александра Чувакина).

Я помню, как меня поразила безыскусственность и отзывчивость Александра Архипова, когда я попросила у него автограф его стихотворения для экспозиции литературного музея, который планировалось создать в Рязани в доме Хвощинских.  Обычно на такую просьбу не отвечают отказом и чаще всего в назначенное время приносят обещанное, но Архипов сразу сел за стол и написал своё стихотворение. Таким настоящим, живым он был в стихах, в словах и в отношениях с людьми, потому и оставил о себе благодарную и «добрую память» «от каждой живой своей жилки», какой бы порой грустной и грубой (как он сам признавался не только в инскрипте Кудряшовым) ни была его жизнь.

Чаще всего слова дарственных надписей, статей и даже стихотворений так и остаются словами, не переходящими в такие же искренние, добрые, по-настоящему дружеские отношения, и на исходе жизни словами «прощайте, друзья» поэт прощается не с живыми людьми, а с книгами на полках его библиотеки. И слова этих надписей так и остались бы словами, не будь личных встреч, воспоминаний о поэте. Но, узнав, как жили поэты Александр Архипов и Валерий Кудряшов, как они не только творческие достижения ценили, но и дружили по-настоящему, любили друг друга, я не смогла о них не написать.

В любое время они приходили друг к другу, и часто не просто в гости, но и на помощь.

Марина Кудряшова была ещё маленькой, когда дядя Саша Архипов приходил к ним домой, и в памяти у неё не осталось каких-либо конкретных деталей, но что запомнила, так это – что «он был человек хороший», что она его воспринимала не как чужого, гостя, а как своего, домашнего, способного только на добро.

 «Так жили поэты…». Но жили и творили они не в безвоздушном и безлюдном пространстве, хотя часто поэты так живут, когда даже для самых близких перестают быть:
(«Твое окошко красным светофором
Горит во мраке на моем пути»), -
поэтому была бы нарушена гармония их жизни, если бы не было сказано о той, что одному из них была всем – судьбой, женой, просто любимой женщиной и всей его страной, той, что несла свой крест, мучась и радуясь своей судьбе, избравшей её спутницей поэта. Эту способность настоящей любви – принимать таким, как есть – трудно понять даже тем, кому она свойственна. Ну как можно это понять, чтобы в ночь-полночь без единого слова и даже взгляда неудовольствия легко подняться с места и «идти к Сашке» или ехать в дом престарелых к другому поэту (Владимиру Филатову), чтобы на день его рождения подарить ему «пианино», как называл Кудряшов пишущую машинку.

«Так жили поэты»… Так вспомним их и помянем, и поклонимся великой той любви, которой хранила и оберегала своего Кудряша его Люба-Любушка, той любви, которой хватало, чтобы и друзей поэта не прогнать «от порога», а впустить в свой дом, в каком бы виде они ни приходили, и накормить, и обогреть теплом понимания «от каждой живой своей жилки»

 

 

Оглавление

 

 

© 2009 Галина Петровна Иванова
Электронная почта: ivanova7772@yandex.ru
Телефон: 8 (4912) 96 37 97