Работы Иллюстрации к текстам Фотографии Биография

 

 

 

Виктюк и Венера
2004

 

3 июня в Рязанской филармонии в концертном зале имени Сергея Есенина можно было прикоснуться к прекрасному, насладиться высоким искусством, придя на спектакль Театра Романа Виктюка «Саломея». Но можно было и уйти или досидеть до конца и возмутиться в меру своей неодарённости публичным показом «всему народу» «этого безобразия».

А 8 июня с 9 до 15 часов в Рязани можно было видеть на самом близком расстоянии от планеты Земля проходящую один раз в 300 лет перед Солнцем планету Венера – «Вифлеемскую звезду», как назвали её волхвы, увидев загоревшейся вместе с Юпитером при рождении Иисуса Христа.

Для меня Венера – планета любви – звезда. Для меня Виктюк – планета любви – звезда яркая, первой величины в театральном космосе, непонятом и недосягаемом для многих.
«Художник – тот, кто создаёт прекрасное.
Мысль и слово для художника – средства искусства.
Порок и добродетель – материал для его творчества.
Пусть критики расходятся во мнениях – художник остаётся верен себе».

Спектакль Романа Григорьевича Виктюка «Саломея» «строг, целомудрен и бесконечно печален. Он о любви, а … для Виктюка любовь смертельна. Ради неё стоит растоптать жизнь – утверждает режиссер». И с ним нельзя не согласиться.

«В пьесу о принцессе иудейской, потребовавшей за свой танец перед царём Иродом голову отшельника, отвергнувшего её любовь, вплетена история самого Оскара Уайльда, осужденного за противоестественную связь с лордом Альфредом Дугласом».

Создавая спектакль о «свойствах страсти», постановщик … никогда не доводит действие до грубого натурализма. Голову Иоканаана, … бутафорскую голову на серебряном блюде, ей никто не подносит. И в окровавленные губы поцелуем героиня не впивается. Этот эпизод обозначен условно… И когда Саломея в финале должна быть раздавлена по приказу Ирода тяжелыми щитами четырёх воинов», она «сама рассказывает о свершившемся факте».

В спектакле занята вся труппа Романа Виктюка: Николай Добрынин, Александр Дзюба, Дмитрий Бозин, Людмила Погорелова, Фархад Махмудов, Тарас Колядов, Евгений Атарик, Олег Исаев, Эдуард Трухменев, Антон Андреев, Юрий Пономаренко, Алексей Скляренко, Михаил Руденко, Михаил Вишневский. Костюмы, давно вошедшие в историю театра, созданы Владимиром Бухинником. В спектакле использованы «все открытия музыкального века». «В том, что Саломею играет мужчина, нет никакого эпатажа, это столь естественно, что «становится понятно, почему в истории театра мужчины не раз играли женщин». Дмитрий Бозин в высочайшей степени гармонии, мастерства, воплощает природу экстраординарной страсти.

Мы смотрим на планеты-звезды, мы любуемся ими, мы ими восхищаемся, мы замираем (при их космической таинственности и недосягаемости) от их прикосновения – явления нашему взору. Проходящую перед Солнцем Венеру рассматривали и в самодельные устройства у себя дома, и в телескопы в обсерватории Рязанского педагогического университета, а звёздными ночами мы часто смотрим на эту яркую планету, предвестницу утренней зари, без телескопов и биноклей и даже без очков, и никто не возмущается её явлением, проассоциировав название её с венерическими заболеваниями. Так почему же Виктюк – «в крайнем случае, для узкого круга»?

 Эта тема не новая и изрядно надоевшая и в театральной, и в литературной полемике. Мне приходят на память слова Есенина о «страшно глупом и безграмотном подходе» к «изумительно талантливому писателю» Пильняку. Кстати, и слова об «узком круге» тоже не новы и почти цитата из Владимира Ильича о поэме Маяковского «150 000 000».
Но «Послушайте! Ведь если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно? Значит, это необходимо, чтобы на небе загоралась хоть одна звезда!».

Есть вещи талантливые и есть – бездарные. «Художник не моралист. Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать всё». И не плюйтесь, пожалуйста, в себя попадете, - ведь по «закону бумеранга» это всегда получается против ветра.

 

 

 

Оглавление

 

 

© 2009 Галина Петровна Иванова
Электронная почта: ivanova7772@yandex.ru
Телефон: 8 (4912) 96 37 97